Не правда ли, странное сочетание «розы и балет»? Тем не менее, эти два понятия связывает длительная творческая история. Есть балетные постановки, в названии которых присутствует слово «роза». Например, в репертуаре театра русского балета «Московия» есть спектакль «Белая роза из гарема» на музыку Шумана, Бизе и Шнитке. Удмуртский композитор А.Г.Корепанов в 1988 году написал музыку к балету «Соловей и роза» по одноименной сказке О.Уайльда (либретто А.Курбатова).
Идею этой же сказки Оскара Уайльда использовал петербургский хореограф Константин Кейхель, поставив для Московского театра «Новый балет» спектакль «Зимняя роза». В балете звучит музыка Антонио Вивальди. Премьера этого балета состоялась 26 сентября 2015 года.
Наряду с современными постановками в мире балета давно существуют два спектакля, получившие всемирное признание благодаря талантливой хореографии и знаменитым исполнителям главных партий. Самым ранним из них является балет «Видение розы».
«Видение розы» или «Призрак розы» (во французском варианте «Le Spectre de la rose») - одноактный балет Михаила Фокина на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера «Приглашение к танцу» (1819) по мотивам стихотворения Теофиля Готье «Видение розы». Балет поставлен в труппе Русского балета Дягилева, декорации и костюмы Леона Бакста. Премьера спектакля состоялась 19 апреля 1911 года в Монте-Карло, в Зале Гарнье. Главные роли исполняли Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка).
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете «Видение розы»
В основу сюжета положено стихотворение Теофиля Готье, в котором юная девушка беседует с призраком цветка, который был накануне на ее бальном платье:
Что нежный сон тебе соткал,
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал.
Еще вчера была одета
Я утра трепетной росой,
Но в суете и блеске света
Ты вечер провела со мной.
Согласно сюжету Теофиля Готье и драматургии балета «Le Spectre de la rose» - это одновременно и призрак розы (кавалер с бала в образе розы) и видение (сновидение, воображение) девушки под впечатлением от первого бала в ее жизни. Девушка, вернувшаяся с бала, опускается в кресло и засыпает. Ей снится, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает ее танцевать. Их танец обрывается с первыми лучами солнца. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.
Вебер был одним из первых композиторов, объединившим несколько вальсов в одну пьесу, снабженную общим сюжетом. По его замыслу эта музыка - воспоминание девушки о первом бале. В 1841 году французский композитор Гектор Берлиоз оркестровал фортепьянную пьесу.
Вацлав Нижинский был первым и, согласно распространенному мнению, непревзойденным исполнителем мужской партии этого балета. В 1930 году Джордж Баланчин поставил «Призрак розы» в хореографии Фокина в Копенгагене, в Королевском балете, и сам исполнил главную партию. «Видение розы» включали в свой репертуар прославленные танцоры Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, в СССР главную партию танцевали Марис Лиепа, Андрис Лиепа, позднее - Николай Цискаридзе.
Удивительно, но никто из великих балетных танцовщиков, перечисленных выше, не удостоился чести садоводов и селекционеров, чтобы его именем была названа роза. Однако мы разыскали другие розы, имеющие отношение к балету Фокина. Ниже представляем фотографию знаменитой балерины Анны Павловой 1915 года, где она позирует в костюме из балета «Видение розы».
Анна Павлова в балете «Видение розы». Фото 1915 г.
К сожалению, нам не удалось отыскать подробности участия Анны Павловой в этом одноактном балете. Непонятно, в какой роли балерина участвовала - то ли в партнерстве с кем-либо из мужчин-танцоров (следовательно, в роли девушки), то ли спектакль был сольным номером. В последнем случае нужно говорить о другой, не фокинской постановке.
В 1981 году весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой. В этом же году появилась и роза в ее честь – 'Anna Pavlova' (HT, Peter Beales, 1981). Сорт выведен английским селекционером Питером Билсом и относится к чайно-гибридной группе. Цветы бледно-розовые, полные (26-40 лепестков), старинной формы. Высота куста 100-120 см, диаметр – до 90 см. На конкурсе роз в Генуе в 1986 году сорт удостоился серебряной медали.
'Anna Pavlova' (HT, Peter Beales, 1981)
Композитору, Карлу Марии фон Веберу, и автору оркестровки Гектору Берлиозу тоже посвящены розы. Одна из них - чайная роза 'Karl Maria von Weber' выведена в 1892 году немецким селекционером Робертом Тюрке. Сорт, увы, не сохранился. По описанию роза имела мелкие, полумахровые (16-25 лепестков) цветки кармино-розовой окраски с желтоватым оттенком.
Другой розе повезло больше. Это сорт 'Hector Berlioz', созданный в известном английском садовом предприятии Харкнесс. Цветы со слабым ароматом. Высота куста 60-90 см. Зона выращивания в открытом грунте USDA 6b-9b.
'Hector Berlioz' (HT, Harkness, UK, 1998)
Другой одноактный балет под названием «Гибель розы» поставил в 1972 году в Москве Ролан Пети, руководитель и хореограф известного в мире Марсельского балета специально для Майи Плисецкой. Балет создан на музыку «Адажиетто» Густава Малера, сюжет которого был взят из стихотворения английского поэта Уильяма Блейка «Больная роза». Здесь роза - олицетворение красоты, а «... червь, реющий в бездне» - это образ Дьявола.
Тайный червь в тебя вошел -
Тот, что ночью крупнозвездной
Оседлал попутный шторм.
Он проник в твой рай укромный
Цвета красного вина.
И его любовью темной
Жизнь твоя поражена.
Ролан Пети фрагмент из своего балета «La Rose Malade» превратил дуэт двух героев, Розы и Юности, в отдельное произведение. Роль Юности исполнил солист балетной труппы Большого театра Александр Годунов (1949−1995 гг.).
М.Плисецкая и А.Годунов в балете «Гибель розы». 1974 г.
Майя Плисецкая - прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах. Она станцевала огромное количество заглавных партий в балетах на музыку русских и зарубежных композиторов. В ее честь названо несколько роз в разных странах мира. Гастролируя с труппой Большого театра, Плисецкая покоряла зрителей в разных странах мира. Под впечатлением от ее выступлений в Германии появились розы 'Ballet' (HT, Reimer Kordes, Germany, 1958), 'Prima Ballerina' (HT, Mathias Tantau, Germany, 1957).
'Ballet' (HT, Reimer Kordes, Germany, 1958)
'Prima Ballerina' (HT, Mathias Tantau, Germany, 1957)
Эффектная партия Одетты в «Лебедином озере», а также большой вклад Майи Плисецкой в становление балетной школы в Японии стали для селекционера Хитоши Асами источником вдохновения для создания розы 'Черный лебедь' в 1988 году.
'Black Swan' (HT, Hitoshi Asami, Japan, 1988)
В 1986 году Плисецкая удостоилась чести стать кавалером французского ордена Почетного Легиона. В год вручения награды французский селекционер русского происхождения Мишель Крилофф назвал свой новый сорт розы 'Майя'.
'Maya' (Fl., Michel Kriloff, France, 1986)
Не забыт садоводами и автор музыки балета «Гибель розы» - Густав Малер. Его именем назван сорт чайно-гибридной розы в Германии.
'Gustav Mahler' (HT, Christian Evers, Germany, 2010)
Мы вкратце рассказали о двух одноактных балетах, посвященных розе, и реакции европейских селекционеров и садоводов на эти представления. Все розы, упомянутые в статье, так или иначе связаны с персонажами и авторами балетных спектаклей.
Если отвлечься от слова «роза» в названии балета, то список роз можно значительно расширить, поскольку русский балет знаменит во всем мире, а подавляющее большинство прославленных спектаклей не имеет отношения к теме роз. Так, например, можно перечислить следующие сорта:
'Swan Lake' - 'Лебединое озеро' (Samuel Darragh McGredy IV, 1968). Роза названа вскоре после гастролей Большого театра в Великобритании.
'New Ballet' (W. Kordes & Sons, 2001). Сорт назван в честь Московского Государственного музыкального театра пластического балета «Новый балет», созданного в 1989 году заслуженными артистами России Аидой Черновой и Сергеем Старухиным.
'Zorina' (Fl, Eugene S. Boerner, 1963). Роза названа в честь балерины и актрисы Веры Зориной, жены Джорджа Баланчина.
'Tschaikowski' (Meilland International, France, 2000). Сорт посвящен русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
'Bolchoi' (Alain Meilland, France, before 1996) - посвящение Большому театру.
Вероятно, найдутся и другие сорта, так или иначе связанные с русским балетом. Пока же можно сделать вывод, что европейские и американские селекционеры искусство балета включили в список своих интересов, наряду с оперой, эстрадой, архитектурой, живописью, литературой, спортом, религией, садово-парковым искусством и другими областями человеческой культуры. Это делает честь розоводству, превращая его в своеобразный сад памяти о великих достижениях человеческой цивилизации.